ФОТОПЛЕНКА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

         

ПОСТРОЕНИЕ КАДРА



ПОСТРОЕНИЕ КАДРА

Майкл Лэнгфорд

В данном разделе речь идет не столько о технической стороне дела, сколько о самих снимках.

На этом этапе вы уже усвоили основы фотосъемки и обрели некоторую уверенность в обращении с фотоаппаратом. Вы уже умеете наводить на резкость и правильно определять экспозицию, снимая на черно-белую пленку. Теперь задача состоит в том, чтобы объединить видимые элементы вашего объекта съемки — формы, линии, рисунок, тона — для получения эффектной и радующей глаз композиции. Построение кадра по сути подразумевает — выбрать эти элементы и зафиксировать их. Важно поймать момент, когда все составляющие композиции находятся в кадре, и найти точку съемки, объединяющую их. Тогда полученный зрительный образ будет наиболее сильным. Но прежде необходимо знать, что вы хотите выразить снимком: объект или ситуацию, а может быть—точку зрения. Как слово для писателя, так и зрительный ряд для фотографа есть лишь средство, с помощью которого можно выразить свои идеи.

Пользуйтесь этим разделом как зрительным словарем. Он позволит развивать видение, научит находить объекты для съемки. Не нужно слепо исполнять рекомендации и предложения, приведенные здесь, — важно попробовать и узнать на собственном опыте, а принимать их или нет — в конечном итоге, решать вам. Материал скомпонован по урокам, но читать его можно в любом порядке. Пожалуй, уроки этого раздела лучше всего рассматривать как отдельную тему, освоив которую вы сделаете еще один шаг в достижении фотомастерства. Даже когда фотоаппарата при вас нет, ищите элементы композиции везде, старайтесь смотреть по-новому на то обычное, что вас окружает. Попытайтесь представить, какой будет увиденная сцена на удачном фотоснимке.

Поначалу вам может показаться чрезмерным количество вопросов, связанных с построением кадра. Как со всем этим разобраться в момент, когда вы заняты

непосредственно съемкой? Не отчаивайтесь — внимательно прочитайте раздел, вникните. Скоро вы заметите, что некоторые части, составляющие композицию, встречаются в каждодневной жизни — не сразу, а в отдельности.
Для ясности каждый основной элемент рассматривается в книге самостоятельно, так легче освоить материал. В реальных ситуациях эти элементы будут меняться и взаимодействовать, тогда реагировать придется быстро, пользуясь «мигом удачи». Здесь вам и пригодится умение выделять их чисто зрительно. Со временем вы научитесь усиливать главный объект, автоматически разовьете естественный изобразительный язык, который станет основой ваших фотоснимков.

Мы уже говорили о том, как окружающий мир воспринимается глазом и фотокамерой. Черно-белая фотография вносит в изображение свои ограничения — трехмерная динамичная сцена в цвете преобразуется в неподвижный двухмерный снимок в серых тонах, изолированный и ограниченный рамкой кадра. Перемена разительная; но благодаря ей и появляется возможность строить кадр. Секрет состоит в том, чтобы использовать эту перемену с пользой, и тогда ваши снимки будут простыми и ясными. Например, сведение цветов к черному, белому и серому поможет резче выделить формы. Важно еще научиться видеть объект съемки лишь в светлых и темных тонах.

Обычно когда вы смотрите на что-то, глаза постоянно движутся, а снимок можно сделать только с неподвижной точки. Он как бы фиксирует связь между объектом и его окружением, и зритель воспринимает изображение уже в заданных условиях. Если это понять и строить композицию очень тщательно, окажется, что изображение почти целиком в вашей власти. Даже тот простой факт, что для съемки объекта вы выбрали конкретный момент времени, придает ему особую значимость в сравнении с многоликостью и многогранностью окружающего мира.


Содержание раздела