ФОТОПЛЕНКА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ




Первый кит: композиция - часть 6


Ну и как? Кошмар, не правда ли?

Так чем же дело?

Согласитесь, мы задали слишком много вопросов. Пора давать ответы.


Рисунок 10

Начало ответа содержится в картине небезызвестного французского художника Фрагонара (Рисунок 10). Одна деталь этой картины нам уже знакома; именно занавеску из этой картины мы только что вставили в «Одалиску» Энгра. Что еще может привлечь наше внимание? Посмотрите, как неестественны, вернее, необоснованны позы на картине. Только-то и дел, что он задвигает засов на двери, она то ли пытается ему помешать, то ли делает вид, что пытается. Но ощущение такое, будто они танцуют балетный номер и принимают при этом красивые, но вынужденные танцевальные позы. Экскурсовод в Лувре будет говорить нам о динамике, об экспрессии движений, которые так хорошо удалось передать художнику, и это будет правдой, но спросите себя, нужна ли вся эта динамика и экспрессия для того, чтобы просто задвинуть заурядный дверной засов?

Так для чего художник придал персонажам удачные, красивые, но совершенно не обоснованные сюжетно позы?

Обратите внимание на подол платья женщины. Он неспроста плавно перетекает в складки, лежащие на кровати, которые в свою очередь плавно и естественно перетекают в складки покрывала кровати и далее в складки занавески. Все это образует хотя и невидимую явно, но отчетливо ощутимую плавную линию. Опусти художник нижнюю линию юбки ниже или выше, эта ощутимая линия пропала бы. Точно такую же линию образуют: засов - рука мужчины, пятно рубашки - правая рука женщины - платье, обтекающее ногу женщины - блеск простыни - яблоко на поверхности стола. Опусти мужчина руку, опусти женщина правую ногу, упади складка платья женщины с кровати на пол, как это неизменно должно было произойти во время всей этой возни, - эта линия тоже бы пропала бы.

Фрагонар - яркий представитель «академического» направления живописи; направления, утверждающего (впрочем, с достаточными на то основаниями) наличие неких правил и критериев, очерчивающих рамки правильной живописи и талантливости.


Содержание  Назад  Вперед